Католики среди жителей Казани были уже в XVIII в. Первыми казанцами католического вероисповедания были, в основном, немцы. Это были чиновники из прибалтийских дворян, а, отчасти, выходцев из Германии, и мастеровые из простонародья. При Екатерине II, как известно, большое число немцев переселилось на специально отведенные им земли на левом берегу Волги напротив Саратова; небольшая часть переселенцев оседала в городах. Большинство немецкого населения Казани принадлежало к лютеранскому и другим протестантским вероисповеданиям (кирха в городе была уже в 1770 г.), но немало было и католиков.

После присоединения к России Царства Польского католическое население Казании стало быстро расти. К 1833г. в городе Казани было около четырехсот католиков, в основном солдат и офицеров, были католики-чиновники, в том числе профессора и учителя.

Костел и священники Казани размещались в различных зданиях, принадлежавших городу. Уже в марте 1835 г. костел и квартира ксендза Усаковского разместились в здании городового магистрата. В марте-апреле 1835 г. помещения на втором этаже, где раньше находился городской театр, были переоборудованы на средства города под костел и квартиру ксендза под руководством архитектора Ф.И.Петонди и под наблюдением гласного городской думы В.Сафайлова. Здесь костел находился до пожара в августе 1842 г., когда сгорела большая часть города. В октябре 1842 г. костел был переведен квартирной комиссией в Лебедевский дом. В 1847 г. городские власти решили разместить в помещениях, занимаемых в Лебедевском доме костелом и квартирой ксендза, палаты военного госпиталя, а для костела были наняты за 571 рубль в год помещения на втором этаже дома Киселевского. Этот дом известен тем, что в 1845-1846 гг., т.е. как раз перед тем, как там разместился костел, в нем жил Лев Николаевич Толстой.

В декабре 1854 г. квартирная комиссия вновь попыталась перевести костел в отремонтированный Лебедевский дом, но из-за неисправности отопления и плохого состояния помещений перевод так и не состоялся. Наконец, в декабре 1857 г. костел разместился в доме коллежского асессора Льва Осиповича Яновского на углу улиц Большой Красной и Поперечно-Лядской (не сохранился). В этом доме он и находился вплоть до самого переезда во вновь построенное собственное здание.

В 1855 г. ксендз Остиан Галимский стал ходатайствовать о постройке специального здания для римско-католической церкви. В июле - августе 1856 г. ходатайство рассматривалось в департаменте духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел. Не возражал против строительства костела и православный казанский архиепископ Григорий (Постников), а по закону его согласие было обязательным. Городская дума и городской голова А.С.Унженин тоже были согласны .

Основным аргументом Галимского было большое количество прихожан. В 1855 г. в Казани проживало около 550 католиков (по исповедным спискам), в том числе 6 военных и статских генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат действительной службы и отставных, 20 студентов и гимназистов, 10 иностранцев, работавших или торговавших в городе (все цифры - "с женами и детьми"; среди офицеров и чиновников - и профессора университета, и врачи, и учителя гимназий).

В 1856 г. вопрос был официально решен министром внутренних дел и царем, а участок для строительства был определен городской думой еще 20 октября 1855 г.

К началу 1820-х годов это было пустое место на окраине города, расположенное рядом с оживленной магистралью - Лядской улицей, ведущей к Сибирскому тракту. В 1822 г. находящиеся здесь участки были бесплатно выделены профессорам Казанского университета. Участок, занимавший угол Лядской улицы и улицы вновь проектируемой (долгое время она называлась Арское поле, позднее Институтская, ныне Толстого), получил профессор химии и технологии Иван Иванович Дунаев. Несколько ближе по Лядской улице находился участок, выделенный Николаю Ивановичу Лобачевскому. А соседний участок по Арскому полю получил профессор историк Владимир Яковлевич Булыгин.

В 1838 г. вдова Дунаева продала дом и участок Николаю Осиповичу Ковалевскому. В это время он включал в себя соседний по Арскому полю участок бывший Булыгина.Таким образом, это было довольно большое владение, площадь которого составляла 2001 кв.сажени, т.е. 9078 кв.м.

За недоимки, числившиеся на этой земле, в 1855 г. Ковалевский передал ее в собственность города. А так как в это время капеллан Галимский ходатайствовал об отводе городской земли для постройки римско-католической церкви, то городское управление ввиду отдаленности этой пустопорожней земли как от центра города, так и от православных храмов, уступило ее. При этом уплачены были лишь числившиеся за ней недоимки и расходы по купчей. Все постройки Ковалевского были разобраны.

В 1855 г. одновременно с ходатайством о разрешении на строительство костела в Казани разрабатывается проект. Его составил Александр Иванович Песке - архитектор казанской строительной и дорожной комиссии (по вероисповеданию лютеранин).

Проект получил одобрение Казанской губернской строительной и дорожной комиссии и был направлен на утверждение в Санкт-Петербург в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. В Департамент проектов и смет он поступил в октябре месяце. При окончательном рассмотрении в январе уже 1857 г. было вынесено решение о необходимости изменения внешнего вида здания и переделки фасада. В соответствии с требованиями строительного устава архитектурный облик христианских храмов иностранных исповеданий определялся общими требованиями, предьявляемыми к гражданским зданиям. В частности, эти храмы не должны были по внешнему виду иметь признаки культового здания. Единственным отличием от обычного здания был крест, установленный на небольшом основании, врезанном в конек крыши.

В таком виде церковь простояла вплоть до начала века. Она систематически ремонтировалась, подновлялась, но вид свой сохраняла, как это видно на верхней фотографии конца XIX в. Существенным рубежом в жизни здания является 1907г. К этому времени назрела острая необходимость перестройки церкви, так как на фасадной стене обнаружились трещины, а на потолке - перегнившие балки. Это и неудивительно, поскольку построенный 50 лет назад костел ни разу не подвергался капитальному ремонту. Кроме того, церковь стала достаточно тесна, в особенности в праздничные дни, когда она переполнялась солдатами-католиками Казанского гарнизона. Было еще одно обстоятельство, которое требовало изменения внешнего облика церкви. Указом Николая II от 17 апреля 1905г. "О терпимости вероисповеданий" были отменены ограничения на внешний облик церквей христианских исповеданий. Теперь они могли строиться в виде храмов, вводить символику, ставить колокольни.

Внешний облик костела изменился до неузнаваемости. Сохранившаяся фотография начала века позволяет оценить тот великолепный вид, который он приобрел. Скромное, едва проглядывавшее сквозь яблоневые деревья здание превратилось в сильный градостроительный акцент, формирующий силуэт не только улицы, но и всего района так называемого Арского поля.

Здание сохранилось до наших дней в несколько измененном виде. В советские времена костел у верующих был отобран и перестроен. Сейчас в нем находится четвертый учебный корпус КГТУ им. Туполева (КАИ). Находится оно на перекрестке улиц Горького и Толстого.

Были попытки вернуть здание верующим, но оказалось, что аэродинамическую трубу, установленную внутри, невозможно демонтировать.




Hosted by uCoz